Памяти выдающихся и знаменитых личностей Узбекистана посвящается.

 

Мулла Туйчи Ташмухамедов

( 1868 – 1943.1.VI)

Известный узбек­ский певец, хафиз, знаток народной музыки и макомов ,представитель вокального исполни­тельского искусства Ферганы и Ташкента.Герой Труда УзССР (1927).Народный певец УзССР(1927).Родился Мулла Туйчи в 1868 г. в Ташкенте в семье кустаря-ткача. Будучи еще ребенком, Туй­чи помогал отцу в мастерской, после его смерти работал мардикером в медресе, а затем махаллинским поваром.Окончил старую школу (1878 – 84).Своими учителями Ташмухамедов считал из­вестных ферганских певцов Нарзихана - хафиза, Мадумара - хафиза и Абдукаххара- хафиза. Впослед­ствии он выступал вместе с ними и превосходил их в мастерстве исполнения. Вскоре Мулла Туйчи ста­новится одним из любимых и популярных певцов Узбекистана, известным в народе под именем Туйчи-хафиз. Приехавшие из Москвы специалисты в 1905 г. записывают в исполнении Муллы Туйчи Ташмухамедова более 20 известных произведений народной музыки, среди них: „ Илгор "(в двух частях), „ Янги курт ”, „ Ауджи курт ”, „Сувора “ (в двух частях), „ Хисрау “ (в двух частях).Народ называл эти записи „ Пластинки Муллы Туйчи “.В 1912 г. в свет выходит сборник „ Армугони  Хислат “ („ Пода­рок Хислата “), посвященный уже известному в то время Туйчи хафизу. Он был составлен узбекским поэтом Хислатом (1882—1945) по образцу распространенных в то время сборников — собраний стихо­творений, называемых баязами. В этих сборниках иногда приводились названия тех народных мелодий, на которые пелись данные стихи, и тогда эти сборники приобретали значение песенников. Сборник „ Армугони Хислат", включавший произведения разных поэтов, со­держал более 100 стихотворений, преимущественно лирического содержания. Большая их часть была заимствована из репертуара Муллы Туйчи. Составитель сбор­ника сохранил и название мело­дий, с которыми знаменитый ха- физ исполнял эти стихотворения. В стихотворном предисловии к сборнику-песеннику Хислат гово­рит о глубокой выразительности исполнения и художественном мастерстве Муллы Туйчи. Если до Великой Октябрьской социалистической революции пе­вец выступал преимущественно в узком кругу, на семейных празд­нествах, то в советское время его талант и знания используются для общего дела: он участвует в концертах для широкого слушателя. В 1923 г. Ташмухамедов с группой музыкантов принимает участие в концертном обслуживании Всероссийской сельскохозяй­ственной выставки в Москве. В эту группу входили признанные в то время узбекские артисты и музыканты: Юсуф-Кызык Шакарджанов, Абдукадыр Исмаилов, Ахмаджан Умурзаков, Тохтасын Джалилов и др. Позже Туйчи - хафиза вызывают в Москву, где в его исполнении записывают образцы узбекского народного творчества.Начиная с 1928 г. и до конца своих дней Мулла Туйчи Ташму­хамедов работал певцом-солистом в Узбекистанском радиоко­митете.В 1927 г. общественность Узбекистана отмечала многолетнюю исполнительскую деятельность Муллы Туйчи; певцу было присво­ено звание Героя Труда и народного певца УзССР.В 1931 г. Мулла Туйчи вместе с известными певцами Домуллой Халимом Ибадовым и Ходжи Абдулазиз Расулевым выступает на I республиканском слете работников искусства, где ими была ис­полнена лирическая поэма на слова Навои „ Ирок “, а также несколь­ко народных песен. Во время первой декады узбекского искусства в Москве (1937) Мулла Туйчи был приглашен во Всесоюзное ра­дио, где в его исполнении на магнитофон записывают макомы „ Ба­ет “ и „Ушшок ”.Макомы и песни крупной формы требовали от певца професси­ональной подготовки, хороших вокальных данных, богатой музы­кальной памяти: он должен был запомнить огромное количество мелодий, ритмов и текста. Исполнение Муллы Туйчи отличалось исключительной выразительностью, четкой и ясной дикцией ; его голос баритонального тембра пленял теплотой и необычайной пла­стичностью.Туйчи-хафиз был певцом-лириком в полном смысле этого слова ; его репертуар состоял из лирических произведений „ Бает “, „Чоргох “, „Ушшок ”, „ Гиря “, „ Илгор “, „ Шахноз-Гулёр” и др. Ташмухамедов пел в сопровождении танбура или инструмен­тального ансамбля.Концерты Туйчи хафиза с успехом проходили в Иране,Турции, Италии, Египте, Индии, Ёркенде (Кашгар - 1913).Ташмухамедов был популярен в народе.Простота, душевная отзывчивость привлекали к певцу массу людей ; вокруг него груп­пировались лучшие музыканты: Шаборат (певец и танбурист), Султанхан Хакимов (танбурист), Набиходжа (певец и танбурист), Абдукадыр Исмаилов (найчи), Шорахим Шоумаров (певец), Ахмад­жан Умурзаков (кушнайчи). Он общался и с музыкантами других городов Ходжи Абдулазизом Расулевым (Самарканд), Ота-Джалалом Насыровым, Левы Бабахановым.Туйчи хафиз имел многочисленных учеников и подражателей,среди них братья Юнус и Рихси Раджабовы, Джурахон Султанов, Имам Икрамов , Халима Насырова , Назира Ахмедова. В исполнении Ташмухамедова В.А. Успенским записаны макомы: „Чоргох ”, „ Бает “, „ Кучабоги ”, „ Сувора “ и др. Эти записи во­шли в сборник „Узбекская вокальная музыка “.Имя замечательного певца Муллы Туйчи Ташмухамедова при­своено Кашка-Дарьинскому музыкально-драматическому театру.Награжден орденом «Знак Почета» и медалями.Место захоронения: г.Ташкент.Чиланзарский район.Кладбище «Чилонзор ота».

 

 

 

 

 

 

 

 



Copyright, 2003-2015 Агентство по уходу за памятниками и могилами в Ташкенте.