Памяти выдающихся и знаменитых личностей Узбекистана посвящается.

 Хидоятов Аброр

(1900.14.VIII – 1958.3.X)

Актер театра.Народный артист СССР (1945).Народный артист УзССР. Аброр Хидоятов родился в Ташкенте, на Шейхантауре, в махалле Дегрез в семье Хидоятходжи. Отец занимался строительными работами и одновременно держал бакалейную лавку. Мать Пошшахон-отин учила местных девочек грамоте. Родители понимали, что знания помогут детям в дальнейшей жизни, поэтому двух своих сыновей Хидоятходжи отдал на обучение махаллинскому домле.В отличие от старшего брата, быстро забросившего учебу, маленький Аброр Хидоятов увлёкся сурами, с удовольствием читал Коран. Всех завораживало то, каким распевным голосом с паузами и придыханием повторял он наизусть молитвы. По соседству с семьей Хидоятходжи жил Мурад-ака, прекрасно исполнявший народные песни и виртуозно игравший на дутаре. Увлечение музыкой объединило десятилетнего Аброра и взрослого мужчину. Часто вечерами они усаживались у маленькой калитки их общего забора и устраивали импровизированные концерты.Песни находил для него его наставник, они были из репертуара классика узбекского вокального искусства Мулла Туйчи. По вечерам он пел в чайхане, куда собиралась вся махалля, приходили и из соседних окрестностей.Однажды в чайхану, где пел Абрар, заглянули два молодых человека, которые сели в углу и внимательно слушали молодого певца. Это были Маннон Уйгур и известный поэт Чулпан. Они ходили по махаллям в поисках актеров для театральной труппы, которую они намеревались создать. Позже Уйгур рассказывал, что их визит не был случайным, они уже слышали о молодом певце, с красивым голосом и решили лично познакомиться с ним. Ему было достаточно одного взгляда на Абрара, чтобы сказать - вот кто мне нужен. Юноша был высокого роста, хорошо сложен, с большими черными глазами, европеоидным строением головы и густыми вьющимися волосами. Вот мой герой, сказал он.В 1916 году Аброр впервые попал в театр «Колизей», располагавшийся в новой части Ташкента. Здесь он увидел постановку «Лейли и Меджнуна», потрясшую его до глубины души и натолкнувшую юношу на решение ближе узнать, что такое театр. После занятий в новой школе он ходил на все спектакли театра подряд, забирался на галёрку, пробирался за кулисы, в гримёрные комнаты, наблюдал, как ставили декорации, примеряли костюмы, а главное - внимательно прислушивался и приглядывался к словам и игре актёров. Вскоре Аброр понял, что театр - это то, без чего он не мыслит свою дальнейшую жизнь.Театральную труппу создали в 1919 г. Уйгур, Чулпан и Абрар Хидоятов стали друзьями, соратниками и коллегами на всю жизнь.В 1922 г труппа была направлена в Москву для учебы высшему актерскому мастерству. Она выросла, в ней уже были девочки - будущие актрисы и среди них Сара Ишантураева, будущая супруга Абрара Хидоятова. Учились будущие актеры в театре им. Вахтангова, а учителями их были выдающиеся мастера русской сцены Рубен Симонов, Лев Свердлин, его наш зритель знает по фильму Насретдин в Бухаре, В. Толчанов и др. Их учили всем тонкостям актерского мастерства.Здесь, в Москве, Сара Ишантураева впервые близко познакомилась с Аброром Хидоятовым. Уже на втором курсе обучения студийцы приступили к постановкам пьес «Ревизор», где Аброр Хидоятов с блеском сыграл роль городничего, а Сара - роль Анны Андреевны, и «Принцесса Турандот», где Хидоятов создал образ принца Калафа, а Сара - Адельмы. Именно тогда, после просмотра спектаклей московских театров, Маннон Уйгур, Аброр Хидоятов и Сара Ишантураева решили, что на родине они обязательно поставят «Гамлета» и «Отелло».В январе 1935 года состоялась премьера «Гамлета». «Сара Ишантураева создала исключительно нежный поэтический образ... Она похожа на Офелию всемирно из-вестной актрисы Эллен Терри, которая сделала свою Офелию театральным эталоном», - писала газета «Советское искусство» в апреле 1936 года. Игру Аброра Хидоятова в «Гамлете» мечтал посмотреть почти весь Узбекистан. Ради одного спектакля люди приезжали из Коканда, Андижана, Намангана, Бухары. В зрительном зале не хватало мест, билеты были нарасхват. Зрители, чтобы попасть на спектакль, неделями стояли в очереди. Резонанс, вызванный среди народа этой постановкой, ещё больше вдохновил актёров, коллектив решил играть спектакль каждый день. Двадцать семь дней подряд после премьеры шёл «Гамлет». На последнем спектакле организм Аброра восстал против такого насилия, актёр, потеряв сознание, рухнул на пол, прямо на сцене.Спустя шесть месяцев глобального лечения в больнице, а затем в санатории, Аброр Хидоятов смог восстановить своё здоровье. Осенью артист вернулся в родной театр. Но все последующие годы нервный стресс повторялся, из-за него артисту иногда приходилось оставлять сцену.В тяжелые годы войны театр разделился на несколько бригад. Некоторые из них ездили с концертами и маленькими комедийными спектаклями по госпиталям, чтобы поддержать дух раненых бойцов. Часть театрального коллектива приступила к постановке знаменитой трагедии В. Шекспира «Отелло». Аброр Хидоятов, работавший над главной ролью, выкладывался во время репетиций, как на спектакле.Холодным декабрьским вечером 1941 года в Ташкенте состоялась премьера спектакля, который все ждали с нетерпением. «Отелло» занял особое место в репертуаре театра. Он стал вершиной творческих поисков театра, воплотившей лучшие традиции драматического искусства. Пять лет подряд этот спектакль не сходил со сцены театра. Слава о нём дошла до Лондона. В феврале 1945 года английская парламентская делегация присутствовала на спектакле «Отелло». «Никогда, нигде, даже в Лондоне мы не видели лучшей постановки этой пьесы. Нам особенно понравились артисты, исполнявшие роли Отелло, Яго и Дездемоны. Мы были ими восхищены», - оставили они запись своих впечатлений в книге отзывов театра. За исполнение главной роли в спектакле «Алишер Навои» был удостоен Сталинской премии второй степени в 1949 году. Именем Абрара Хидоятова назван Государственный драматический театр в Ташкенте.Он был награжден многими орденами и медалями, удостоен премий и почетных званий.В 2000 г. Указом президента Республики Узбекистан он был награжден орденом "Буюк хизматлари учун" (3а великие заслуги). Даже через полвека после его кончины он не забыт.3 октября 1958 г его не стало, смерть произошла в результате инсульта. Его похороны вылились во всенародное шествие, похоронили его на Чигатайском мемориальном кладбище.

 

 



Copyright, 2003-2015 Агентство по уходу за памятниками и могилами в Ташкенте.